Модель SAMR (Substitution , Augmentation, Modification, Redefinition), которую разработал Dr. Ruben Puentedura (http://www.hippasus.com/), предлагает способ описания того, как компьютерные технологии могут повлиять на преподавание и обучение. Модель состоит из четырех этапов (также их называют — уровни использования технологий):
1 этап.
Substitution — Подмена.
Компьютерные технологии используются для выполнения тех же самых действий, что и ранее (до компьютеров).
Например: учащиеся вместо печатной машинки используют редактор Word, с помощью которого набирают и распечатывают тексты.
Нет функциональных изменений в преподавании и обучении. Обычны ситуации, когда уровень вовлеченности учащихся остается прежним, поскольку нет никакого реального усиления за счет использования компьютерных технологий. Использование компьютера происходит за счет каких-либо других возможных преимуществ. Учитель как инструктор направляет все аспекты урока и остается центральной фигурой в классе.
2 этап
Augmentation — Накопление.
Компьютерные технологии предлагает эффективный инструмент для выполнения общих задач.
Например, учащиеся выполняют тесты с помощью Google-форм вместо того, чтобы выполнять их на бумаге.
Появляется некоторая функциональная выгода в сохранении бумаги, учащиеся и учителя могут получить мгновенную обратную связь об уровне понимания материала учащимися. На этом этапе начинается смещение фокуса обучения с учителя на ученика. Результатом мгновенной обратной связи является то, что учащиеся начинают принимать более активное участие в процессе обучения.
3 этап.
Modification – Модификация.
Это первый шаг на пути ухода от традиционной системы. Задачи, общие для класса, выполняются с использованием компьютерной техники.
Например, учащимся дают задание: написать эссе на тему: «Во что я верю». Аудиозапись эссе будет сопровождаться музыкой собственного сочинения. Запись будет воспроизводиться для родителей или приемной комиссии ВУЗа.
Возникает существенное функциональное изменение в работе класса. В то время как все учащиеся развивают одни и те же навыки, наличие реальной аудитории дает каждому учащемуся личную заинтересованность в качественном выполнении работы. Компьютерные технологии необходимы для получения быстрой обратной связи от одноклассников и учителей, легкой перезаписи и записи звука. Вопросы о том, как развить навыки, все чаще приходят от учащихся.
4 этап.
Redefinition – Преобразование
На этом этапе становится возможным появление новых педагогических задач, которые не могли быть решены ранее.
Например, класс просят создать документальное видео, отвечающее на важный вопрос, связанный с важными понятиями. Класс разбивается на команды, берущие на себя отдельные задачи и сотрудничающие, чтобы создать один конечный продукт. Команды должны обращаться к внешним источникам для получения информации.
На этом уровне общие задачи в классе и компьютерные технологии существуют не как цель, а как средство для обучения, в фокусе которого находится ученик. Учащиеся изучают содержание и получают навыки, необходимые для понимания и реализации этой важной концепции, поскольку они преследуют задачу создания видео профессионального качества. Сотрудничество становится необходимым и технологии позволяют организовать его. Вопросов и обсуждений среди учащихся становится все больше и больше.