Словарь: новые технологии обучения

eLearning

Е-обучение, цифровое или электронное обучение означает обучение с применением широкого спектра приложений и процессов, призванных доставить учебный материал студентам. Обычно предполагается использование интернета, но может использоваться CD-ROM или видео-конференция, организованная через спутник. Определение электронного обучения шире, чем онлайн обучение, обучение через Интернет или компьютерное обучение. «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа» (определение специалистов ЮНЕСКО).

 

BYOD (англ. «bring your own device» «принеси свое собственное устройство») – политика использования личных устройств, таких как компьютеры, смартфоны или планшеты, для рабочих нужд, в том числе на рабочем месте. У термина BYOD выделяют как минимум три разновидности: BYOT (bring your own technology), BYOP (bring your own phone) и BYOPC (bring your own PC) – соответственно технология, телефон и ПК. Эти же термины используют по отношению к учащимся образовательных заведений, использующих свою технику в классе.

Адаптивное обучение (Adaptive learning)

Адаптивное обучение – это технология, которая использует компьютеры в качестве интерактивных средств обучения, а также позволяет организовать распределение человеческих и других ресурсов  в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ученика. Компьютер приспосабливает представление учебного материала в соответствии с потребностями в обучении учащихся, чаще всего это происходит в форме ответов на вопросы и задания. Задача этого метода – создание оптимизированной модели обучения, которая учащихся из простых слушателей превращает в активных и готовых к сотрудничеству участников процесса обучения. Технология включает аспекты, полученные из разных областей знаний, включая информационные технологии, педагогику и психологию. В адаптивном обучении, основной предпосылкой является то, что инструмент или система будет в состоянии приспособиться к методу обучения учащегося, что приводит к созданию лучшего и более эффективного учебного опыта для пользователя.

 
Виртуальное обучающее окружение (Virtual Learning Environment)

Образовательная веб-платформа для электронного обучения. Дает возможность назначать роли участникам, создавать группы; предоставляет доступ к ресурсам, активностям и интерактивным взаимодействиям в пределах структуры курса; обеспечивает различные этапы оценивания;  предоставляет отчеты по активности участников; имеет некоторый уровень интеграции с другими институциональными системами (дневниками и др.).

 
Виртуальный класс (Virtual classroom)

Виртуальный класс – разновидность виртуального обучающего окружения — онлайн обучающая среда, моделирующая виртуальный класс или встречи путем одновременного применения нескольких коммуникационных технологий. Среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы. Подобно тому, как в настоящей классной комнате, студент в виртуальном классе участвует в синхронном обсуждении, что означает, что преподаватель и студенты заходят в виртуальную учебную среду одновременно.

 
 Дифференцированное обучение (Differentiated Learning)

организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения (И.М. Осмоловская).

 
Игрофикация (геймификация) (Gamification)

перенос игровых техник и методик в неигровые области. Игрофикация может применяться в любой отрасли и в любом месте для того, чтобы вовлечь людей и развлечь их, превращая пользователей в игроков.

 
Индивидуализированное обучение (Individualized learning)

представляет собой метод обучения, в котором содержание, учебные технологии (например, материалы) и темп обучения основаны на способности и интересах каждого отдельного ученика. Противоположность массового обучения, когда есть способ, в котором содержание, материалы и темпы обучения одинаковы для всех учащихся класса или курса. Индивидуализированное обучение не требует соотношения один учитель — один ученик.

 
Мобильное обучение (Mobile learning)
Мобильное обучение – это возможность получать обучающие материалы на персональные устройства – КПК, смартфоны и мобильные телефоны. Специальные программы для мобильных устройств со ссылками на образовательные сайты делают доступным любой образовательный материал.

 
МООС

МООС – это аббревиатура, означающая «массовые открытые онлайн курсы». Она отсылает нас к интернет-классам, созданным для большого числа участников. Обычно слушатели МООС просматривают видео-лекции – как правило, нарезанные на 10-15-минутные ролики – и участвуют в онлайн обсуждении на форуме вместе с преподавателями и другими слушателями. Некоторые МООС требуют от студентов прохождения проверочных заданий и тестов, предполагающих выбор ответа из предложенных, а некоторые — выполнения заданий, оцениваемых несколькими людьми, в которую входят и сами слушатели. Некоторые МООС используют оба варианта проверки знаний.

 
«Облачное» обучение
Облако позволяет группе компьютеров, объединенных в сеть (обычно через интернет) работать как один. Облако – это модель, позволяющая масштабировать источники согласно потребностям. Чем больше пользователей используют систему, тем большее количество источников будет привлечено. Облачное образование использует изобретение бессрочной, универсально доступной, расширяемой компьютерной сети и применяет его для электронного образования – от онлайн классов аккредитованных университетов до маленьких обучающих модулей, используемых в частных компаниях.

 
Обучение на протяжении всей жизни (Lifelong learning)

концепция, согласно которой обучение продолжается на протяжении всей жизни после завершения формального образования.

 
Онлайн-сторителлинг (Online-storytelling)

Использование электронных инструментов, чтобы рассказывать интересные истории в образовательных целях, например — рассказывая об исследованиях или раскрывая последовательность рассуждений.

 
Открытые образовательные ресурсы (Open Educational Resources)

Цифровые материалы, доступные для использования и переработки для преподавания, исследования и обучения. Эти материалы опубликованы под открытыми лицензиями, которые позволяют использовать материалы такими способами, которые не дозволены в рамках обычного авторского права. Так что поток знаний безграничен.

 
 Перевернутый класс (Flipped Classroom)
Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Студенты смотрят дома короткие видео-лекции, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео лекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе, такие лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике.

 

Персонализированое обучение предполагает ориентацию на интересы студента и выстраивание образовательной траектории вокруг них. Материалы, темп, структура и цели обучения могут отличаться в зависимости от образовательных потребностей студента.

 

Самостоятельно направляемое обучение – это процесс получения знаний, при котором студент сам принимает решение, без посторонней помощи или с таковой, о своих образовательных потребностях, формулирует цели, которых хочет достичь, определяет человеческие и материальные источники знаний, выбирает и осуществляет образовательную стратегию и оценивает полученные знания.

 
Синхронное и асинхронное обучение (Synchronous and Asynchronous Learning)

Синхронные онлайн классы предполагают одновременное участие в них студентов и преподавателей. Лекции, обсуждения и презентации случаются в определенное время. Все студенты, желающие принять в них участие, должны быть онлайн в это определенное время. Асинхронные классы проводятся по другому принципу. Преподаватели выкладывают материал, лекции, тесты и задания, доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время. Студентам может даваться временной интервал – обычно это неделя – в течение которого они должны выйти для обучения в Интернет один или два раза, но студенты свободны в выборе этого времени.

 
 Система управления курсом (CMS)

Система управления курсом – это набор инструментов, позволяющий преподавателю создавать обучающие материалы и выкладывать их в Интернет без использования HTML или другого языка программирования.

 
 Система управления учебным процессом (Learning Management System)
Система управления учебным процессом (LMS) – это программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса. Обычно система управления учебным процессом дает преподавателю возможность создавать и представлять студентам учебные материалы, следить за участием студентов в учебном процессе и оценивать это участие. Система управления учебным процессом также дает возможность студентам участвовать в интерактивных процессах, например, в обсуждении в тредах, в видео-конференциях и в дискуссионных форумах.
 
Смешанное обучение (Blended learning)
Смешанное обучение — это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

 
Технология 1:1 (1:1 Technology)

Обеспечение каждого студента ноутбуком или планшетом, чтобы сделать обучение индивидуальным, повысить независимость и увеличить количество академических часов за стенами класса.

В статье использованы материалы сайта

Смешанное обучение в России