словарь технологий обучения

Словарь: новые технологии обучения

BYOD  — (англ. «bring your own device» — «принеси свое собственное устройство») – политика использования личных устройств, таких как компьютеры, смартфоны или планшеты, для рабочих нужд, в том числе на рабочем месте. У термина BYOD выделяют как минимум три разновидности: BYOT (bring your own technology), BYOP (bring your own phone) и BYOPC (bring your own PC) – соответственно технология, телефон и ПК. Эти же термины используют по отношению к учащимся образовательных заведений, использующих свою технику в классе.

eLearning — Е-обучение, цифровое или электронное обучение означает обучение с применением широкого спектра приложений и процессов, призванных доставить учебный материал студентам. Обычно предполагается использование интернета, но может использоваться CD-ROM или видео-конференция, организованная через спутник. Определение электронного обучения шире, чем онлайн обучение, обучение через Интернет или компьютерное обучение. «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа» (определение специалистов ЮНЕСКО).
 
LMS — (англ. «Learning Managament System» — система управления обучением) — это цифровая среда для учителей, используемая для разработки учебного материала и последующего его использования на уроках. Примеры LMS: Moodle, Google Класс, Edmodo.
Адаптивное обучение (Adaptive learning)  – это технология, которая использует компьютеры в качестве интерактивных средств обучения, а также позволяет организовать распределение человеческих и других ресурсов  в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ученика. Компьютер приспосабливает представление учебного материала в соответствии с потребностями в обучении учащихся, чаще всего это происходит в форме ответов на вопросы и задания. Задача этого метода – создание оптимизированной модели обучения, которая учащихся из простых слушателей превращает в активных и готовых к сотрудничеству участников процесса обучения. Технология включает аспекты, полученные из разных областей знаний, включая информационные технологии, педагогику и психологию. В адаптивном обучении, основной предпосылкой является то, что инструмент или система будет в состоянии приспособиться к методу обучения учащегося, что приводит к созданию лучшего и более эффективного учебного опыта для пользователя.

Активное обучение — это такая организация и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности ребенка. В активном обучении от ученика требуется постоянная вовлеченность в урок, высокая степень мотивации. Оно строится на принципах индивидуализации, гибкости учебного процесса, контекстном подходе, развитии сотрудничества.

Асинхронное обучение — это процесс, не привязанный к определенному времени и месту. Примеры: чтение книг, блогов, прослушивание видео-уроков.

Виртуальное обучающее окружение (Virtual Learning Environment) — это образовательная веб-платформа для электронного обучения. Дает возможность назначать роли участникам, создавать группы; предоставляет доступ к ресурсам, активностям и интерактивным взаимодействиям в пределах структуры курса; обеспечивает различные этапы оценивания;  предоставляет отчеты по активности участников; имеет некоторый уровень интеграции с другими институциональными системами (дневниками и др.).
 
Виртуальный класс (Virtual classroom) – разновидность виртуального обучающего окружения: онлайн обучающая среда, моделирующая виртуальный класс или встречи путем одновременного применения нескольких коммуникационных технологий. Среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы. Подобно тому, как в настоящей классной комнате, студент в виртуальном классе участвует в синхронном обсуждении, что означает, что преподаватель и студенты заходят в виртуальную учебную среду одновременно.
Дистанционное обучение — процесс взаимодействия ученика с учителем на расстоянии. Оно может осуществляться через интернет: Skype, электронную почту, посредством вебинаров, онлайн-семинаров, онлайн-консультаций и т.д..
 
Дифференцированное обучение (Differentiated Learning)

организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения (И.М. Осмоловская).

 
Игрофикация (геймификация) (Gamification) — перенос игровых техник и методик в неигровые области. Игрофикация может применяться в любой отрасли и в любом месте для того, чтобы вовлечь людей и развлечь их, превращая пользователей в игроков.
 
Индивидуализированное обучение (Individualized learning)  представляет собой метод обучения, в котором содержание, учебные технологии (например, материалы) и темп обучения основаны на способности и интересах каждого отдельного ученика. Противоположность массового обучения, когда есть способ, в котором содержание, материалы и темпы обучения одинаковы для всех учащихся класса или курса.  
Инклюзивное обучение — это система включения детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в обучении в группы и классы с обычными детьми.
Интерактивные методы в обучении — методы, предполагающие активное взаимодействие учителя и учащихся, и учеников между собой. Могут быть игровые, дискуссионные, тренинговые.
Когнитивные технологии  обучения — технологии, которые позволяют обеспечить эффективное обучение детей за счет личностно-ориентированного и компетентностного подхода.
Мобильное обучение (Mobile learning) – это возможность получать обучающие материалы на персональные устройства – КПК, смартфоны и мобильные телефоны. Специальные программы для мобильных устройств со ссылками на образовательные сайты делают доступным любой образовательный материал.
 
МООС — это аббревиатура, обозначающая «массовые открытые онлайн курсы». Она отсылает нас к интернет-классам, созданным для большого числа участников. Обычно слушатели МООС просматривают видео-лекции – как правило, нарезанные на 10-15-минутные ролики – и участвуют в онлайн обсуждении на форуме вместе с преподавателями и другими слушателями. Некоторые МООС требуют от студентов прохождения проверочных заданий и тестов, предполагающих выбор ответа из предложенных, а некоторые — выполнения заданий, оцениваемых несколькими людьми, в которую входят и сами слушатели. Некоторые МООС используют оба варианта проверки знаний.
 

«Облачное» обучение — облако позволяет группе компьютеров, объединенных в сеть (обычно через интернет), работать как один. Облако – это модель, позволяющая масштабировать источники согласно потребностям. Чем больше пользователей используют систему, тем большее количество источников будет привлечено. Облачное образование использует изобретение бессрочной, универсально доступной, расширяемой компьютерной сети и применяет его для электронного образования – от онлайн классов аккредитованных университетов до маленьких обучающих модулей, используемых в частных компаниях.

 
Обучение на протяжении всей жизни (Lifelong learning) — концепция, согласно которой обучение продолжается на протяжении всех жизни после завершения формального образования.
 
Онлайн-сторителлинг (Online-storytelling) — использование электронных инструментов, чтобы рассказывать интересные истории в образовательных целях, например — рассказывая об исследованиях или раскрывая последовательность рассуждений.
 
Открытые образовательные ресурсы (Open Educational Resources) — цифровые материалы, доступные для использования и переработки для преподавания, исследования и обучения. Эти материалы опубликованы под открытыми лицензиями, которые позволяют использовать материалы такими способами, которые не дозволены в рамках обычного авторского права. Так что поток знаний безграничен.
 

Перевернутый класс (Flipped Classroom) — это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Учащиеся смотрят дома короткие видео-лекции, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео-лекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе, такие лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике.

 
Персонализированное обучение (Personalized Learning) — предполагает ориентацию на интересы учащегося и выстраивание образовательной траектории вокруг них. Материалы, темп, структура и цели обучения могут отличаться в зависимости от образовательных потребностей ученика.
Проблемно-ориентированное обучение  (PBL (Problem-basedlearning)) — стратегия, основанная на глубоком, всестороннем, активном исследовании проблемы с подробным изучением доказательств.
Проектно-ориентированное обучение — метод вовлечения учащихся в обучение путем постановки и решения конкретных исследовательских задач. Метод проектов широко применяется в смешанном обучении.
 
Самонаправленное обучение  – это процесс получения знаний, при котором ученик сам принимает решение, без посторонней помощи или с таковой, о своих образовательных потребностях, формулирует цели, которых хочет достичь, определяет человеческие и материальные источники знаний, выбирает и осуществляет образовательную стратегию и оценивает полученные знания.
 
Синхронное и асинхронное обучение (Synchronous and Asynchronous Learning) — синхронные онлайн-классы предполагают одновременное участие в них учеников и преподавателей. Лекции, обсуждения и презентации случаются в определенное время. Все  желающие принять в них участие должны быть онлайн в это определенное время. Асинхронные классы проводятся по другому принципу:  преподаватели выкладывают материал (лекции, тесты и задания), доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время. Ученикам может даваться временной интервал – обычно это неделя – в течение которого они должны выйти для обучения в Интернет один или два раза, но они свободны в выборе этого времени.
 
Система управления курсом (CMS) – это набор инструментов, позволяющий преподавателю создавать обучающие материалы и выкладывать их в Интернет без использования HTML или другого языка программирования.
 
Система управления учебным процессом (LMS — Learning Management System) – это программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса. Обычно система управления учебным процессом дает преподавателю возможность создавать и представлять студентам учебные материалы, следить за их участием  в учебном процессе и оценивать это участие. LMS также дает возможность студентам участвовать в интерактивных процессах, например, в обсуждении в тредах, в видео-конференциях и в дискуссионных форумах.
 
Смешанное обучение (Blended learning) — это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
Таксономия Блума — классификация педагогических целей и задач. Создана в 1956 году американским психологом Б.Блумом. В ней выделяются три области обучения: когнитивная, аффективная, психомоторная.
Технология 1:1 (1:1 Technology) — обеспечение каждого учащегося ноутбуком или планшетом, чтобы сделать обучение индивидуальным, повысить независимость и увеличить количество академических часов за стенами класса.

Смешанное обучение в России